https://www.gov.kz/memleket/entities/moa/press/news/details/650069?lang=ru
В рамках XIX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошла панельная сессия «Обеспечение продовольственной безопасности в современных условиях». Ее модератором выступил руководитель субрегионального координационного офиса Всемирной организации здоровья животных в Астане Мереке Тайтубаев.
О развитии международной продукции АПК участникам сессии рассказала директор по логистике компании «Европак» Анна Усачева. Спикер подчеркнула, что основой товарооборота АПК между Россией и Казахстаном являются пшеница и подсолнечник. На долю экспорта пшеницы и меслина из России в Казахстан приходится 11,8%, на семена подсолнечника и подсолнечное масло – 3%. Из Казахстана в соседнюю страну экспортируют как шоколад (7,8 %) и мясо домашней птицы (7,4 %). В натуральном выражении экспорт продукции АПК из России в Казахстан в 2023 году составил 4,3 млн. тонн – на 24% больше, чем в 2022-м (3,5 млн. тонн).
По словам Анны Усачевой, ключевые логистические хабы во взаимной и транзитной торговле между Россией и Казахстаном – это Локоть, Карталы, Орск, Уральск; ключевые порты – Актау, Курык; основной Каспийский порт – Астрахань.
«На наш взгляд, самые перспективные проекты по развитию торговли АПК между Россией и Казахстаном – сухопутный проект «Шелковый путь» и портовый проект «Курык». Мощности «Шелкового пути» будут располагаться в Орске и Оренбурге. Он выйдет на проектные мощности в 2026 году. Пропускная способность составляет более 15 000 TEU, грузооборот – 2,5 млн тонн в год, вместимость – около 3 000 контейнеров на единовременном хранении, более 100 тыс. квадратных метров складских площадей», — сказала Анна Усачева.
По мнению спикера, порт Курык – новый проект в морской логистике. Планируется, что он выйдет на проектные мощности к 2030 году, однако мощности будут вводить постепенно, начиная уже с 2024 года. Пропускная способность Курыка составляет более 150 000 TEU, 1,65 млн тонн в год мощности по перевалке насыпных и генеральных грузов, мощность терминала для наливных грузов – 5,5 млн тонн в год.
По итогам сессии ее участники обменялись опытом и обсудили, какие передовые методы в сельском хозяйстве помогут обеспечить продовольственную безопасность. Также эксперты сошлись во мнении, что Казахстан и Россия имеют все шансы стать лидерами по продбезопасности в ЕАЭС – для этого у стран есть и четко выстроенная логистика, и налаженный товарооборот.
https://www.gov.kz/memleket/entities/moa/press/news/details/650069?lang=ru