Российский рынок полимерной мешкотары достаточно широкий. До кризиса он оценивался более чем в 1,3 млрд штук мешков, порядка 30 млн штук биг-бегов. К началу кризиса рынок полимерной мешкотары увеличился практически на 20% (мешков — на 15%, биг-бегов — на 20%). Прогнозировалось, что в будущем этот рынок вырастет еще на 5—7%. Стимулом для его развития было повышение активности российских производителей, в том числе предприятий химической отрасли. Кризисные явления в экономике оказали на них отрицательное влияние. Но сейчас потребление мягкой упаковки растет и достигло 90% объемов, зафиксированных до кризиса. Прогнозируется дальнейшее увеличение объемов потребления полимерной мешкотары предприятиями химической отрасли (особенно биг-бегов). Увеличивается потребление новых для РФ видов гибкой промышленной упаковки — лайнер-бегов и вкладышей для полувагонов, которые могут стать альтернативой специализированным хопперам.
Обычный Bag
На рынке тары для сыпучих грузов доминируют полипропиленовые мешки. Это наиболее распространенный вид тары. Они производятся во многих странах с развитой промышленностью. Максимально широкое распространение получили мешки с открытым верхом и клапанные — с шестиугольным дном и верхом. В 2007 году объемы их потребления в России оценивались в 1,39 млрд штук. В этой таре перевозилось и хранилось порядка 95 млн тонн самой разнообразной продукции. Импорт полипропиленовых мешков в Россию постоянно уменьшался, а производство в стране росло на 25—30% в год. В 2007 году оно оценивалось в 1,25 млрд штук. На отечественном рынке полипропиленовых мешков — много крупных игроков. Однако темпы роста рынка пластиковой мешкотары будут достаточно низкими в будущем. Это объясняется тем, что примерно треть мешков используется более чем один раз. Кроме того, на предприятиях мешки заменяют биг-бегами.
Треть производимых мешков используется для транспортировки и хранения сахара и муки. Порядка 20% — производителями и фасовщиками крупы. На упаковку химикатов, строительных и технических смесей, а также удобрений приходится порядка 20%, это не менее 19 млн тонн химических грузов.
Большой Bag
В иерархии мешкотары более высокое (с точки зрения развития логистических технологий) место занимают мягкие контейнеры (МК) или биг-беги (Big Bag). Существует много конструкционных модификаций биг-бегов, которые позволяют их оптимально вписать в транспортно-логистическую систему компании. Например, крупнейший оператор мирового рынка минеральных удобрений «Norsk Hydro» использует систему PortaBulk®. Конструкция мягких контейнеров PortaBulk® обеспечивает органичное взаимодействие всех механизмов и сокращение затрат. На российском рынке эту технологию активно внедряет компания «Химпэк», имеющая лицензию на выпуск контейнеров PortaBulk®.
В 2007 году мировой рынок биг-бегов расширился на 5—6% и составил 280 млн штук. Основные предприятия международных компаний расположены в странах Восточной Европы, азиатского региона и американского континента (Мексика и Бразилия).
В России к 2007 году спрос на биг-беги составил порядка 30 млн штук, они использовались для транспортировки и хранения более 30 млн тонн сыпучих грузов. Прогнозировалось, что в ближайшие годы потребления мягких контейнеров увеличится на 5—7%. Доля импортных биг-бегов оценивается примерно в 10%, это в основном специальные биг-беги, используемые для транспортировки и хранения дорогого продукта. В этой нише доля импорта оценивается порядка 50%. Но подавляющее большинство МК потребляемых на российском рынке — одноразовые (грузоподъемностью до 2 тыс. кг и запасом прочности 5:1). Простой биг-бег хорошего качества по доступной цене выпускают российские производители.
МК в России производили порядка 20 предприятий. Это либо небольшие компании, занимающиеся пошивом контейнеров из ПП-ткани для одного или нескольких потребителей, либо крупные предприятия с полным производственным циклом: от выпуска волокон и ткани до пошива и поставки готовой продукции через сеть собственных представительств и складов («Химпэк», ярославский «Силуэт» и «Алеко»).
Большая часть биг-бегов поставляется за рубеж вместе с продукцией отечественных экспортеров. Рост рынка этого вида тары связано преимущественно с химической отраслью. До 70% (то есть порядка 19 млн тонн грузов) биг-бегов отечественного производства используется для экспорта удобрений. Кризисные явления сказались на деятельности производителей удобрений, но сокращение их поставок было временным. Крупные отечественные производители мешков и биг-бегов утверждают, что значительное падение продаж наблюдалось в течение всего двух месяцев. По их мнению, сейчас рынок биг-бегов практически достиг параметров докризисного периода. Куда больше их беспокоит рост цен сырья. Из-за роста цены ПП производитель тары рискует, заключая долгосрочные контракты на поставку тары по фиксированной стоимости. Зачастую, чтобы минимизировать расходы, тару шьют на нижнем пределе прочности из вторичного полимерного сырья.
Контейнерный Bag
Логистическая практика мультимодальных экспортных перевозок химического сырья и продукции такова: чем больше объем тары, тем дешевле транспортировка продукции. Таким образом, следующая ступень эволюции полимерной тары — контейнерные вкладыши (Сontainer Liner), так называемые лайнер-беги (Liner Bag), драйлайнеры (Dry Liner).
Использование сухогрузных контейнеров позволяет отправителю не зависеть от специализированного транспорта — хоперов, полувагонов и морских сухогрузов. Продукция в контейнере доставляется «до дверей» потребителя без перегрузки и перевалки в портах и на промежуточных станциях, что исключает операционные потери и ее загрязнение. Все это обусловило высокие темпы роста контейнерных перевозок химического сырья. Рентабельность мультимодальных контейнерных перевозок на дальние расстояния значительно выше, а размер минимальной партии меньше: это дает возможность поставщикам и трейдерам химического сырья быть более мобильными на рынке.
Модель вкладыша «Европака» средней ценовой категории китайского производства можно приобрести за 140 долларов. При этом расходы на упаковку одной тонны груза составляют порядка 7 долларов, а мешков и биг-бегов — 18—19 долларов, то есть при отгрузках на экспорт экономия за счет упаковки достигает 40—50%. Кроме того, применяя контейнерные вкладыши, грузовладелец не переплачивает за специализированные вагоны и перетарку в портах и использует весь рабочий объем контейнера. Развитие этого рынка, также как и в случае с флекситанком, сдерживается процессом легализации вкладыша для транспортировки удобрений и химического сырья на РЖД. В марте 2010 года РЖД совместно с компанией «Трансконтейнер» провели испытания вкладыша в контейнер производства компании «Европак» на надежность размещения и крепления зерновых грузов. Его результаты признаны успешными. Принято решение расширить перечень перевозимых сыпучих грузов, в том числе для химических продуктов — полимеров и карбамида.
Пока российский рынок лайнер-бегов зависит от импортной продукции. Как поясняет коммерческий директор «Европака» Александр Сиверцев, должно пройти какое-то время: завершатся согласования с РЖД, начнутся перевозки, рынок будет расти и со временем достигнет объема, когда им заинтересуются отечественные производители тары. Структура отечественного рынка лайнер-бегов только формируется, поэтому и оценить его объем адекватно невозможно. С появлением новых игроков рынок начнет расти очень интенсивно. Полгода назад резко увеличились перевозки производителей продуктов питания, которые обосновали для себя экономичность перевозок в этой таре. К лайнер-бегам присматриваются и химические предприятия, прежде всего производители удобрений. Сейчас удобрения везут в порты в хопперах, там переваливают и отправляют на экспорт, хотя логичней было бы загружать контейнер на предприятии и отправлять на экспорт. Но чтобы этот механизм запустить, необходимо время. Как только хотя бы один крупный игрок применит новую логистическую схему, можно будет ожидать скачка всего рынка. Сейчас подобный процесс отмечается в сегменте контейнерных перевозок зерна.
Логистическая схема экспортных поставок может быть гораздо проще
Новые типы упаковки — контейнерные вкладыши — приобретают популярность, отмечают отечественные производители мягкой полимерной тары. Да, идет укрупнение упаковки: чем больше емкость, тем дешевле. Но следует понимать, что 25-килограммовые мешки в Китае перебрасывают с легкостью и без кранов. Биг-беги требуют специального оборудования, хотя оно широко распространено. Лайнер-беги — совсем другое, оборудования для его разгрузки пока недостаточно. Именно по этой причине на внутренний рынок поставлять груз в лайнер-бегах, в принципе, не имеет смысла. Получатель просто не сможет его разгрузить — нет оборудования, опрокидывателей.
В любом случае, глобальных изменений логистики химического сырья и удобрений новый вид упаковки не спровоцирует. Да, лайнер-беги — это следующий шаг в эволюции упаковки после мешков и биг-бегов, но они не заменят ни мешков, ни биг-бегов, равно как биг-бег в свое время так и не смог вытеснить мешков. У них разные цели, неодинаковое назначение. Никто не откажется и от собственного вагонного парка хопперов. Лайнер-беги — это еще один инструмент для работы компаний на рынке, которые получают дополнительные маршруты, новые территориальные рынки и расширяют пакет предложений. Особенно это актуально для трейдеров, которые гораздо более чувствительны к цене на перевозку, и которые умеют если необходимо, договориться и с заводом, и с получателем.